Компрессор — это центр холодильника, его сердце, которое гоняет по трубам холод. Он является основным узлом любой холодильной установки, при выходе из строя которого агрегат перестанет охлаждать. Холодильник может быть оснащён как одним, так и несколькими «сердцами» — всё зависит от конкретной модели.
Основная функция этого рабочего узла холодильной системы — обеспечивать движение хладагента по всей системе. Он отвечает за создание давления, без которого процесс охлаждения невозможен. Благодаря ему хладагент может циркулировать по замкнутой системе охлаждения холодильника. Испаряясь, вещество помогает охлаждать всю систему сбалансировано — именно благодаря работе компрессора, охлаждение происходит равномерно во всем внутреннем пространстве устройства. Кроме этого, этот узел отвечает за скорость охлаждения воздуха в пространстве холодильника.
По принципу работы различают компрессоры линейные и инверторные. Линейный при повышении температуры выше установленной отметки включается и работает до тех пор, пока она не понизится до нужного уровня. Инверторный включается сразу вместе с самим агрегатом, и при достижении нужной температуры внутри холодильника сбрасывает обороты.
Преимущества этого вида, в сравнении с линейным, следующие:
Тем не менее, у большинства потребителей в доме стоит холодильник с линейным компрессором, поскольку он стоит намного дешевле, а кроме того, менее чувствителен к перепадам напряжения в сети.
Понять принцип его работы невозможно без понимания того, как функционирует вся холодильная система.
Процесс охлаждения воздуха внутри холодильника происходит следующим образом:
Если возникло подозрение, что причина неисправности холодильника кроется в моторе — первичный осмотр можно провести самому. Компрессор находится внизу холодильника — он герметично защищен черным кожухом, внутри которого находится сам рабочий узел. У большинства бытовых охлаждающих агрегатов эти узлы мало чем отличаются: обычно это поршневой электромотор с пусковой обмоткой, который работает от переменного тока.
Поскольку мотор спрятан в корпусе, из него есть три вывода:
Кроме того, стандартный вариант этого узла укомплектован реле, которое присоединяется к этим контактам и выглядит как небольшая коробочка. В более современных моделях скорость включения регулируемая, поэтому функцию реле выполняет сложная микросхема.
Возможные причины не включения агрегата могут быть следующие:
Самый простой вариант — прозвонить кабель. Если он исправен, то стоит прозвонить исправность реле. Если и оно работает — искать причину придётся в самом моторе. Приступая к осмотру, стоит убедиться, что он не ударит током: внутренняя обмотка не пробивает на корпус. Обезопасить себя можно, измерив сопротивление между корпусом и каждым контактом. При этом важно на корпусе найти место, где краска немного облезла, или легонько её соскоблить.
В домашних условиях владелец может проверить сопротивление между контактами с помощью омметра и мультиметра, отсоединив предварительно реле: сначала между двумя нижними контактами, потом между верхним и нижним левым, затем между верхним и нижним правым. Если между какими-то из них сопротивление равно нулю — значит, компрессор вышел и строя и пора вызвать опытного специалиста из компании 24Master, поскольку ремонт и замену компрессора должен делать только специалист.
Часто встречающаяся проблема — мотор работает, но воздух охлаждается слабо или не охлаждается вообще. В этом случае причина кроется в нарушении герметичности системы и вытекании фреона. Справится с этой проблемой самому невозможно — стоит вызвать опытного мастера. В любом случае, своими силами владелец может только определить, что вышло из строя — кабель, реле или компрессор, но ремонт и замена этого сложного и дорогого рабочего узла холодильника стоит доверить специалисту.