Декор интерьера и идеи для дома

Русский интерьер: жилище в русском стиле

10.11.2010

Русский интерьер: жилище в русском стилеМода на русский интерьер, возникшая в 80-х годах, по-прежнему актуальна. Характерно, что многие люди, выбирая для офиса современный дизайн, дома предпочитают устраивать все в русском национальном стиле. Чтобы понять, как это сделать, надо в первую очередь вспомнить историю русского интерьера.

На протяжении многих веков пожары оставались для Руси настоящим бедствием. Древняя городская застройка была почти сплошь деревянной, и хватало случайной искры или не потушенной свечи, чтобы начался пожар. К тому же вплоть до конца XV века печальной реальностью являлись постоянные набеги монголо-татар, грабивших русские города и села и уводивших с собой вереницы пленников. Набеги, как правило, сопровождались пожарами. Москва, например, в XIV—XVI веках выгорала почти полностью в среднем каждые семь лет, а о малых пожарах — на одну улицу или квартал — даже говорить не приходится.

Жизнь шла в режиме постоянного напряжения. Естественно, что человек, который ложился спать полуодетым и всегда держал под рукой оружие, ежеминутно ожидая набата, возвещающего о пожаре или нашествии, имел весьма своеобразные, по нашим меркам, представления о комфорте и удобстве. Русский интерьер — пожалуй, как никакой другой в мире — был отмечен вынужденной функциональностью.

Дома строились в основном из дерева: воздух в них был суше и здоровее, да и протапливать их гораздо легче. Даже в тех случаях, когда основная часть дома была каменной, верхний, жилой этаж все равно делали деревянным. Стены, как правило, оставляли бревенчатыми. Лишь в очень богатых семьях и в великокняжеском или царском дворце жилые покои могли оббить крашеным холстом или сукном, а парадные залы оштукатурить и украсить росписями на религиозные сюжеты или «травным» орнаментом.

В красном углу висел один или несколько образов — нередко с негасимой лампадкой перед ними. Ничего другого на стенах, кроме икон, русская традиция не допускала. Лишь в XVII веке, когда в обиход россиян стали проникать различные западные новшества, началось увлечение ткаными или из тисненой кожи обоями, гравюрами и раскрашенными картами в рамах, настенными зеркалами (из суеверия их первоначально делали обязательно с закрывающимися створками) и даже картинами. Но все это не получило до поры особенно широкого распространения и являлось скорее признаком известного свободомыслия среди знати.

Основной мебелью были широкие лавки, намертво врубавшиеся в стену во время постройки и служившие как для сидения, так и для сна. Помимо них в горнице находилось несколько скамей простой формы и стол, состоящий из козел с настеленными на них досками.

Комнаты были небольшими по размеру, с низкими, часто сводчатыми, потолками и маленькими окошками. Роскошью считались косящатые, то есть имеющие косяки, оконные рамы, в которые вставлялись полупрозрачные пластинки слюды. В доме существовала масса переходов, коридорчиков и узких, скрытых в стене лестниц: по мере надобности к основному зданию пристраивались дополнительные постройки, соединенные с ним крытыми переходами, и уровень полов часто не совпадал.

Комфортабельное жилище в русских условиях в первую очередь должно было быть теплым, поэтому главное место в нем занимали печи — расписанные по глине яркими красками или отделанные изразцами — зелеными (муравлеными), терракотовыми или многоцветными. Все щели в доме тщательно заделывали паклей, двери и прилегающие к окнам участки стен обивали сукном. Окон никогда не открывали, ни о каком проветривании не имели понятия, а когда становилось очень уж душно и неароматно, для освежения воздуха курили ладаном или смолкой. В больших хоромах, впрочем, устраивалась система скрытых в стенах отверстий — продухов, обеспечивавших естественную вентиляцию.

Все праздничное убранство дома было съемным. Вместе с одеждой, мехами, книгами и другим имуществом оно хранилось в сундуках и извлекалось оттуда только по воскресеньям и праздникам, а также для приема гостей. В этих случаях в божницу выставляли все иконы, имевшие дорогие оклады, часто усыпанные драгоценными камнями и жемчугом, в обычное время хорошо припрятанные. В богатых домах лавки покрывали бархатными или парчовыми полавочниками, на полу расстилали ковры и коврики.

В углу трапезной палаты на крытом красным сукном возвышении расставляли фамильное серебро и — если, конечно, были — разные заморские диковинки: «рог единорога», оправленный в золото, большие перламутровые раковины, «потешные фигурки» или что-нибудь подобное. Стол также покрывали сукном, поверх которого расстилали дорогую скатерть.

Праздник проходил, и вся эта утварь убиралась в сундуки. В таком способе хранения был свой резон: сундук, в отличие от европейских шкафов, имел ручки, и в случае опасности его со всем содержимым вытаскивали во двор. Даже если случался пожар, основная часть семейного богатства оставалась невредима. Дом восстанавливали в считанные дни, и хозяйские сундуки снова занимали свои места где-нибудь в подвале или кладовой.

На протяжении XVII века, когда в жизни страны происходило много перемен, подготовивших реформы Петра I, традиционный русский интерьер обогащался новыми предметами: в горницах появились стулья и кресла, в трапезных — поставцы и горки для посуды, где заняли свое место голландский и немецкий фаянс и майолика.

Помимо сундуков стали использовать и шкафы (их делали уже и в России, причем по старой памяти иногда снабжали по бокам ручками). Все эти перемены постепенно подготовили переход к европейскому образу жизни, который произошел в Петровскую эпоху. С тех пор в богатых домах интерьер практически утратил национальные черты.

Современная несовременность

Как же устроить домашний интерьер в русском стиле, чтобы в нем было удобно жить сегодня, в третьем тысячелетии? В первую очередь надо, конечно, обратить внимание на материал, из которого сделана ваша мебель. Само собой разумеется, она должна быть только деревянной. Лучше всего, если это будет массив пород, растущих в традиционном русском лесу, — сосны, дуба, ясеня.

Так называемая ДСП (древесностружечная плита), очень технологичная при изготовлении и сравнительно дешевая, не сможет создать нужной вам психологической атмосферы. Не подходят и наборные панели из ДСП, покрытые деревянным шпоном, хотя, конечно, они дешевле настоящих деревянных.

Многие в стремлении русифицировать свой быт идут еще дальше и покупают березовую мебель. Русская береза, бесспорно, является символом России, но мебель, изготовленная из нее, требует особо тщательного ухода, выверенного и постоянно поддерживаемого микроклимата в помещении и, самое главное, с точки зрения дизайна уж очень требовательна — любая неправильно подобранная деталь интерьера может сразу разрушить впечатление. Так что предпочтительнее дуб и сосна.

Лучше всего, если это будет некрашеное дерево. А чтобы древесина со временем не приобрела сероватого оттенка, ее надо проморить — покрыть специальным антисептическим составом, который не только предохранит мебель от гнилостных бактерий, но и придаст ей настоящий «старинный» вид. Часто некрашеную мебель лакируют. Это, безусловно, очень удобно, но сразу же выдает новодел.

Стеклянная мебель немыслима в русском интерьере, как и стеклянные аксессуары, хрустальные вазы и прочее. Украсить ваш дом помогут декоративные туеса, бочонки, изделия русских народных промыслов. Отсутствие стекла необходимо и там, где вы держите посуду. Западный сервант прекрасно заменит русская горка с посудой — открытая или с дверками. И конечно же, совершенно исключена модная сейчас пластмассовая мебель, ее место — на даче или в загородном доме, под открытым небом.

Зеркала обязательно должны быть со складнями — закрывающими их боковыми створками. В крайнем случае зеркало надо заключить в широкий деревянный оклад. Такими же створками можно прикрыть телевизор и бытовую электронную технику. А монитор компьютера советуем установить на выдвигающейся деревянной панели или столике на колесах.

Очень внимательно следует подойти к выбору мягкой мебели. Если такая мебель нужна, постарайтесь, чтобы обивка не привлекала внимание своей пышностью. Кожаные кресла и диваны будут смотреться в русском интерьере чужеродно. Вполне возможно подобрать удобные кресла, выполненные только из дерева.

Художественным центром комнаты должны стать деревянные тесаные лавки и столы с широкой столешницей, а если вы сомневаетесь в их необходимости, то кованый деревянный сундук. Помимо художественной ценности, сундук имеет прикладное значение: он может использоваться и для хранения вещей, и как место для сидения.

Замечательно смотрятся и деревянные полати. Правда, при условии, что в комнате высокие потолки и в ее центре есть большое открытое пространство. Там, где высота потолков более 3 м, можно соорудить из полатей второй этаж, здесь удобно размещать полки с книгами и оборудовать спальное место. Полати лучше делать, как раньше говорили, с затеями (с резьбой, тонкой обработкой фактуры) и однорядными, чтобы они не напоминали нары и не вызывали ненужных ассоциаций.

Излишне говорить, что полы в русском интерьере могут быть только дощатыми. Линолеум и паркет исключаются. Неуместно будут выглядеть и лакированные полы. Полы лучше проморить или регулярно покрывать их краской нейтрального цвета.

Стены желательно оставить пустыми. Кстати, такая тенденция сейчас все больше входит в моду в самых разных стилях. Темные стены будут подавлять, сделайте их палевыми, в один тон с мебелью, или покройте светлой охрой. Белый цвет создает удивительный эффект радости и чистоты, плохо только, что это непрактично.

Со светлыми стенами очень удачно сочетаются льняные шторы. Вообще же шторы в русском интерьере должны быть однотонными, крикливая пестрота тут совершенно неуместна.

Украсят ваш дом и старинные деревянные предметы: прялки, колеса и т. д. Также можно повесить на стену оружие. Однако всегда надо помнить, что оружие производит двойственный психологический эффект: оно порождает и чувство защиты, и чувство агрессии. Если вы завзятый охотник или военный, коллекция оружия окажется вполне уместной, в то время как секира, в одиночестве висящая над кроватью сугубо гражданского человека, будет способствовать излишней нервозности и удивлять ваших гостей.

Особо следует сказать об иконах. Конечно, вряд ли человек, решивший оформить свое жилище в русском стиле, будет относиться к ним лишь как к предмету интерьера, но в любом случае необходимо уважать церковный канон. Иконы нельзя развешивать по стенам в рядок наподобие фотографий. Их надо собрать в одном месте, в красном углу возле окна. Бумажные иконы и календари с репродукциями икон лучше не использовать.

Автор: Гуляева Ж.


Сохранить в: