История икебана



Как мы уже отмечали, обычай украшать свою жизнь цветами существовал у многих народов мира с древних времен. Но в Японии этот обычай трансформировался в совершенно уникальное и прекрасное искусство аранжировки цветов, которое называется икебана. Искусство ландшафтной икебаны подвластно мастерам, посвятившим ему всю свою жизнь, но и любитель вполне может попытаться составить несложный букет, который несомненно украсит интерьер жилища.

Издревле японцы ценили не только красоту самих цветов, но помимо этого они придавали в аранжировке цветов не меньшее значение веткам, листьям, травам. Казалось бы, несмотря на огромное разнообразие растительного материала, который возможно использовать в выборе составляющих, композиции искусства икебана отличаются лаконизмом и сдержанностью. Любой новый элемент, появляющийся в композиции, будь то лист или цветок, обязательно должен определенным образом гармонировать с другими, уже поставленными, цветами и играть свою роль в создании гармоничной картины, в которой сделан акцент лишь на главной идее. Эта роль может заключаться и в красивом изгибе ветки, и в красоте цветка, и в интересном взаимодействии различных растений. Так или иначе, но все растения в композиции не должны соперничать друг с другом, а наоборот — должны подчеркивать красоту основного элемента, главной идеи, отражающей настроение, замысел создателя композиции.

В основном, для композиции икебана свойственна сезонность, которая подчеркивает изменчивость и непостоянность природной красоты. Каждому растению присущ «свой сезон», к примеру, для цветущих веток сакуры, персика, глициний, ирисов это весна, осенью же в композициях преобладают алые хризантемы и листья клена.

Существует множество различных школ, пришедших в европейскую культуру из Японии — в первую очередь это школы СОГЕЦУ, ОХРА, ИКЕНОБО, как раз о последней мы и поговорим более подробно. История школы ИКЕНОБО — это история икебана, начало которой было положено в середине XV века. Название школы связано с именем монаха Сэнму — одного из первых японцев, который посетил Китай в начале VII века и привез оттуда самые первые сведения о цветочных композициях как таковых. Как гласит легенда, Сэнму поселился рядом с храмом около пруда «ике» в хижине «бо» и сам принялся составлять композиции из цветов в храме Роккакудо к изображению Будды. Как раз эти два слова и дали название одной из древнейших школ аранжировки цветов — Икэнобо. В дальнейшем потомки Сэнму продолжали и развивали его традиции, а с середины XV века по сей день школа Икенобо является одной из самых значимых в цветочном искусстве — более 30 млн человек по всему миру, занимаются в школе Икенобо. Сегодня этой школой руководит ее 45-й глава Сэнъей Икенобо, создавший такие современные стили как сека-сека-симпутай (1977г.) и рикка-рикка-симпутай (1999г.). Как мастер с большой буквы, Сэнъей Икенобо призывает проникнуться красотой окружающей нас природы и передать свое ощущение этой красоты в композициях икебана. При этом необходимо стремиться придавать цветам не заведомо красивую форму, а жизненную силу.

На протяжении более чем 500 лет истории икебана появилось множество различных стилей аранжировки цветов — этот процесс не прекращается и по сей день. Если поставить их в порядке по мере появления, то выглядеть это будет следующим образом: татебана, рикка, тябана, раннее нагэирэ, сека, современное нагэирэ и морибана, свободный стиль.

ТАТЕБАНА

Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды. Наряду с подсвечником и сосудом для сжигания благовоний, ваза с прямо поставленными в нее цветами была одним из трех ключевых элементов в композициях мицугусоку, которые ставились непосредственно перед изображением Будды. Сейчас такие композиции можно увидеть только лишь в буддийских храмах — это самый древний стиль икебана. С течением времени цветы в композициях татебана постепенно приобретали самостоятельное значение, никак не связанное с религиозным изображением. Цветы ставились для того, чтобы ими можно было просто любоваться. Постепенно композиция татебана превращалась в композицию под названием рикка.

РИККА

Итак, стиль рикка получил свое развитие из композиции татебана (что означает «прямостоящие цветы»), которая ставилась в буддийских храмах перед изображением Будды в составе мицугусоку. В середине XV века с появлением архитектурного стиля жилых помещений под названием сеин-дзукури татебана стала украшением ниши токонома в, так называемой комнате для занятий. Со временем татебана превращается в самостоятельную композицию рикка, и в начале XVI века становится одним из лучших украшений дворцов и замков, которые как раз в это время начинают возводиться в Японии повсеместно.

Мастерами икебана школы Икенобо при храме Роккакудо разрабатывались самые различные формы и стили рикка. Все развитие цветочной аранжировки, также как и других видов традиционных искусств Японии, сформировавшихся в это время, находилось под сильным влиянием филосовско-эстетических представлений религии, безраздельно господствующей в то время, и эта религия — дзэн-буддизм.

Классическая композиция рикка воплощала в себе могущественную красоту природы, в которой отдельные ее элементы символизировали горные вершины и холмы, реки и водопады, горные селения и крупные поселки. Всего это стиль включает в себя 9 основных элементов. Тот или иной элемент рикка мог быть выполнен только из определенного материала, который должен четко соответствовать времени года и имел в композиции свое, точно определенное только для него место расположения. Помимо этого, горный ландшафт композиции рикка был как бы разделен на две части — солнечную «янь» и теневую «инь», что, в свою очередь, также оказывало влияние на выбор растительного материала для элементов, располагающихся в «инь» или «янь» частях рикка. Основополагающие элементы могли иметь помощников, которые также занимали в работе свое определенное место. Следовательно, традиционная рикка представляла собой очень хорошо сбалансированную, сложную и объемную композицию, имеющую, из-за особого расположения и наклона растительного материала, значительную глубину.
Мастера рикка выражали свое настроение посредством создания композиций в одном из трех стилей:

  •  Син. Строгий, сдержанный стиль для официальных церемоний, в котором главный элемент композиции, находившийся в центре вазы, устремлялся вертикально вверх.
  •  Ге. Это более свободный стиль, где основной элемент мог отклоняться в сторону, причем степень этого изгиба зависела от настроения автора. После отклонения верхушка ветки возвращалась к центру, и в результате создавалось впечатление устойчивого баланса композиции.
  • Со. Свободный стиль, в котором главный элемент мог быть составлен не из веток, а из цветов или трав. Также это могли быть композиции в широких вазах, заполненных песком так, что поверхность воды видна не была. Эти композиции назывались суна но моно и их ширина была больше высоты.


В современном дизайне стиль рикка, уходящий своими корнями в средневековую историю Японии, нашел для своего выражения более актуальные формы. Современная рикка допускает более широкое использование разнообразных цветов, листьев и трав. Форма и размеры композиции, а также число элементов может варьироваться в зависимости от желания автора, создающего ее. Зачастую в эффектных и необычных работах современной рикка можно с большим трудом угадать внешнее сходство с монументальными традиционными композициями рикка. И все-таки, мастера икебана знают, насколько тесно эти различные стили рикка связаны со своими древними традициями.

РИККА СИМПУТАЙ

Это так называемый свободный стиль композиции рикка, который был разработан главой школы Икенобо в 1999 году. В этих композициях большее главное внимание уделяется именно красоте различных элементов, объединенных в работе единым замыслом, а не структурной организации, и формальному подбору материала для каждого элемента, как это было в предыдущих упомянутых стилях. Цветы, ветки, листья, гармонично сочетаясь друг с другом, органично и непосредственно включаются в композицию, которая создает впечатление целостной, хорошо сбалансированной работы.

Входящие в эту композицию элементы не имеют определенных названий и образуют несколько групп, в которых выделяют главный элемент и помощников, дополняющих его свойства.

Яркое выражение качеств в стиле рикка симпутай достигается эффектным комбинированием самого разнообразного материала. Это может быть как традиционный японский материал, так и европейский. В данном случае главенствует принцип — «единство старого и нового», в результате чего в одной композиции могут встречаться одновременно весенние цветы и ветки с разноцветными осенними листьями, сухие листья и цветущие ветки. Подобно самой природе, в которой самые разные растения ищут гармонии с окружающим миром, в стиле рикка симпутай зачастую подчеркивается пульсация сильного и слабого элемента композиции. Так, сила и энергетика крупных листьев и цветов особенно ярко ощущается, когда рядом с ними в композиции появляются тонкие, изящные травинки и колоски — как бы в противовес.

ТЯБАНА

Стиль под названием тябана появился в XVI веке, и решающую роль в этом сыграла чайная церемония. Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.

РАННЕЕ НАГЭИРЭ

Дословно название этого стиля можно перевести как «цветы, вброшенные в высокую вазу». Как можно догадаться из названия, композиции этого стиля характеризуются непроизвольностью и естественностью. Сочетание этого относительно несложного стиля с гораздо более сложным стилем рикка в XVIII веке дал начало стилю сека, который в конце XIX века стал символом искусства икебана.

СЕКА СЕФУТАЙ

Композиции стиля сека подчеркивают естественную красоту растения. Ведь в природе растение каждый день, так или иначе, сталкивается с различными испытаниями: как-то — ветер, засуха, дождь, снег, буря, и все это неизбежно оставляет на растениях свой отпечаток. Именно в этих взаимодействиях с природой и проявляется внутренний характер того или иного растения. В связи с этим в композициях сека встречаются пожелтевшие листья, листья, изъеденные насекомыми, листья, надломленные ветром — во всем этом заключено природное очарование растений.

Как вы уже поняли, мастера икебана не стараются сделать растения красивее, нежели они есть в природе, поскольку понятия «красота» и «природа» для них являются практически синонимами.

В композициях сека отражается взаимодействие трех основополагающих элементов вселенной: небо—человек—земля. А растения, которые являются их воплощением, соответственно, называются син-соэ-тай и располагаются в композиции в соотношении 7:5:3 (большое – среднее – малое).

В итоге появившийся новый стиль одновременно тесно связан своими корнями с секой, и в тоже время стиль как бы утверждает принцип: «настоящее — это реально существующее», создает совершенно новые формы, адаптированные к современной жизни.

Сека симпутай включает в себя всего два основных элемента: «Сю» и «Е», которые также как и в классической сека, выходят единым стволом из воды и место этого выхода — мицугива, очень важно для передачи ощущения роста растения из земли. «Сю» является главным элементом, своеобразным акцентом всей работы в целом, «Е» - дополняет его свойства. Как водится, в комбинации этих двух элементов обязательно должно найти свое отражение взаимодействие «инь» и «янь».

Порой, для передачи ритма жизни растений двух элементов (их формы, цвета) бывает недостаточно — в этом случае ставится еще один помощник — «Асираи». К примеру, таким помощником можно внести в работу оттенок времени года, контраста по цвету, форме и размеру растений.
Благодаря живым и ярким композициям симпутай, сочетающих и противопоставляющих различные свойства растительного материала (широкое — узкое, высокое — низкое, яркое — блеклое, прямое — извилистое, и. т. п.), зритель открывает для себя и новую эстетическую пропорцию, отличную от классической пропорции 3 – 5 – 7. В целом эстетическая пропорция симпутай многогранна и связана как с вазой, так и с базовыми элементами «Сю» и «Е»: формой и размером листьев, их размерами, направлением роста веток и их причудливыми изгибами.

Основная цель композиций в стиле сека симпутай — это показать живой ритм современной жизни, в которой все связано нитями взаимной необходимости.

МОРИБАНА И НАГЭИРЭ

Стили морибана и нагэирэ сформировались из классических стилей икебана под влиянием западной культуры, и в результате предоставляют большую свободу дизайнеру в выборе растительного материала.

Для композиций морибана актуально использование низких широких вазах круглой, овальной, квадратной формы, которые крепятся при помощи специального металлического крепления — кензана, в такие вазы и ставятся растения. В композициях нагэирэ используются высокие, цилиндрические вазы, а растения крепятся с помощью различных приспособлений — расщепленных веток, крестовины и т. п.

В работах нагэирэ подчеркивается красота линий, а в композициях морибана, напротив, делается акцент на объем, цвет и массу используемых растений.

Эти композиции создаются в результате взаимодействия трех элементов: син (большое), соэ (среднее), тай (малое). Названия этих элементов напоминают аналоги в традиционной сека, однако формы морибана и нагэирэ достаточно сильно с ней разнятся.

По тому, какой именно природы используемый материал, композиции морибана и нагэирэ можно разделить на три типа.

Прямостоящий. Для композиций такого типа выбираются ветки, травы, цветы, которые имеют в природе стремление к вертикальному росту — это прежде всего бамбук, гладиолусы, ирисы, нарциссы. Основной, самый высокий элемент син ставится практически вертикально, при этом его верхушка отклоняется в сторону не более чем на 30 градусов от вертикали, мысленно проведенной из точки выхода син на кензане. Что же касается двух других элементов — соэ и тай, то они ставятся в зависимости от син с учетом общего баланса и гармонии композиции.

Наклонный. Для этого типа оптимально подойдут ветки и цветы, имеющие изящные изгибы. В этом случае, верхушке основного элемента син допустимо отклоняться на угол более 30 градусов, что производит впечатление растения, склоненного порывом ветра. В свою очередь, соэ и тай, как бы подхватывают это движение син, а все элементы вместе создают живую природную картину.

Каскадный. В композициях данного стиля акцент делается на эффектный изгиб основного элемента син — выходя из вазы, он должен каскадно спадать вниз таким образом, чтобы его верхушка опускалась ниже уровня вазы, а кончик при этом всегда смотрел бы вверх, на солнце. Соэ и тай могут быть немного меньше обычного размера и, таким образом, уравновешивают син. Подобные композиции хорошо размещать где-нибудь на возвышенном месте — полке либо специальной подставке для вазы.

СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ

Свободный стиль появился в начале XX века и наиболее адекватно соответствовал современной жизни. Внутренний мир растений в этом стиле выражается посредством свободной комбинации цвета, линии, массы, поверхности растений, в соответствии с идеей создателя. Свободный стиль допускает использование материалов и нерастительного происхождения, таких как, например, стекло, проволока, металл, пластик и др., играя в композиции вспомогательную роль.

История икебана
История икебана
История икебана
История икебана
История икебана
История икебана
История икебана
История икебана
История икебана


Загрузка...
Загрузка...