Декоративные садовые растения в ландшафте

Можно ли представить себе сад без древесных растений? Могут ли одни травянистые растения без рамы из древесной растительности оживить и заполнить его? Конечно, нет. Без деревьев можно представить, пожалуй, только крошечный садик, да и то он не будет садом, так как отсутствует характерный признак — кустарники, придающие саду пластику и рельеф. Скорее можно обойтись без цветников, чем без кустарников; в некоторых случаях красивоцветущие кустарники с успехом могут заменить цветы, а более крупные сады и парки просто немыслимы без древесной растительности, дающей желанную тень и прохладу.

Какое наслаждение, когда есть возможность весной любоваться распусканием и цветением деревьев и кустарников, летом — их ростом, осенью — плодоношением и изменением окраски листьев, зимой — рисунком ветвей и кроны. Едва пахнул весенний ветерок, как лещина, ольха, береза, кизил первыми показывают свой нежный цветочный наряд, который отодвигается на второй план ослепляющим потоком золотистых цветков форзиций. Вслед за ними айва японская покрывается крупными шарлаховыми цветками, и изящные спиреи одеваются ослепительно белыми соцветиями.
В одно прекрасное утро внезапно просыпаются магнолии, открывая теплым лучам солнца свои многочисленные атласно-белые и розовые цветки. Свой весомый вклад в цветочную выставку природы вносят и рододендроны, россыпью цветков-самоцветов желтых, розовых, красных и лиловых тонов сверкает их наряд. «Золотой дождь» одевается в свой легкий, струящийся плащ, а следом наступает время цветения всеобщей любимицы — сирени с богатейшей палитрой душистых соцветий. В эту же пору конские каштаны привлекают взор своими эффектными соцветиями, и большая часть жимолостей красуется нежной розовой или беловатой вуалью своего одеяния.
Наступает пора, когда к буйному ликованию природы присоединяются декоративные яблони, превращаясь в сказочные бело-розово-пурпуровые облака; продолжают радовать глаз своим обильным цветением спиреи; на смену которым, наполняя воздух приятным ароматом, приходят чубушники.

Миновал самый длинный день. Другие виды спирей принимают эстафету цветения, пурпурно-розовые тона царствуют в эту пору на участке, соседствуя с прекрасной гортензией, которая только теперь раскрывает свои густые, эффектные соцветия. В садах продолжается сказочный хоровод праздника жизни.
Еще не все древесные завершили свое цветение, как подошла пора созревания плодов, не менее эффектная у большинства из них; а там начинает раскрашиваться и осыпаться листва, приближая время покоя, в котором только верные вечнозеленые породы составляют единственное украшение сада.
Нет более богатого украшения, чем зимующие в грунте благодарные древесные растения, которые в пестрой смене своего наряда с весны до осени открывают все новые чудеса, вознаграждая нас за незначительные труды по уходу за ними.

Немного истории

История использования человеком древесных растений так же стара, как история земледелия и насчитывает не одно тысячелетие. Еще во времена шумерской культуры в Ассирии и Вавилоне деревья высаживались вдоль оросительных каналов, чтобы снизить испарение воды. Ассирийцы и вавилоняне родоначальники лесопарков и висячих садов, среди которых наиболее известны вавилонские. Они были созданы во времена царя Навуходоносора (VI в. до н.э.), когда Вавилон достиг наибольшего расцвета и стал центром древней восточной культуры. О красоте этих садов рассказывалось из поколения в поколение. Легенда превратила их в «висячие сады Семирамиды»- ассирийской царицы, правившей гораздо ранее Навуходоносора, построившего эти сады для своей любимой жены — мидийской царицы, чтобы смягчить ее тоску по родине. Одно из семи чудес Света — «висячие сады Семирамиды» так были хороши, что арабы начали создавать подобные в Испании.

Строительство садов развивалось и у мидийцев, и у персов, но оно было подобно ассирийскому и вавилонскому. Сады той поры располагались перед дворцами и имели геометрическое строение, с аллейными посадками и носили название «парадизи». В то время уже были известны прививка деревьев и создание новых сортов растений, что позволяло разнообразить посадки. Так, например, древнегреческий историк Геродот в своих трудах упоминает о прекрасной шестидесятилепестной розе персидского царя Мидаса.
В садово-парковом строительстве древних греков преобладала строгая симметрия. Аллеи и парковые площади украшались фонтанами, колоннами, вазами, скульптурами и пр. Отсюда ведет свое начало парк общественного типа. В посадках греки широко использовали кипарисы, пихты, дубы, чинары, пальмы, оливковые деревья и другие древесные породы, украшая ими храмы и свои жилища.

Пользуясь достижениями египетской и греческой культуры, римляне создали свою парковую культуру, которая до сих пор считается одной из самых богатых в древней мировой истории. Декоративное садовое строительство древнего мира со своими геометрическими садами и парками в эпоху своего расцвета внесло ценный вклад в сокровищницу мировой культуры и оказало влияние на развитие садово-паркового искусства по всей Европе.
В период раннего Средневековья в садово-парковом искусстве наблюдался продолжительный застой. В эпоху Ренессанса начался новый подъем садово-паркового искусства.
В этот период создается ряд образцовых садов и парков, большинство которых и поныне украшают города многих стран Европы.

Эпоха французского классицизма в парковом искусстве ознаменовалась грандиозными творениями Андре Ленотра. До него при строительстве садов подражали итальянцам. После же создания им таких замечательных творений, как парки Тюильри, Марли, Сен-Клу и особенно Версаля весь мир начал подражать его идеям. Своими ансамблями Ленотр создавал прекрасную обстановку дворцовых резиденций, блестящие декорации для дворцовых торжеств. Бурное развитие капитализма сопровождалось новым большим зеленым строительством и особенно созданием пейзажных парков. Основным принципом композиции пейзажных парков было формирование стиля, отвечающего естественным природным условиям, причем пространственное оформление сада сводилось к устройству естественного ландшафта. Первые пейзажные парки были созданы в XVIII веке в Англии, которая и считается родоначальницей этого садово-паркового направления в Европе.
Садовое строительство в России ведет свое начало со времен глубокой древности. Первые сады были заложены в Киеве в XI веке. Во второй половине XII века князь Андрей Боголюбский создает в городе Владимире один из первых садов на Руси, послуживший образцом для садов в Муроме, Суздале и других городах. До XVI века включительно в России в основном были распространены монастырские сады. В ту пору славился сад митрополита Алексея, а также — Глебков, Макарьевскии, Гальтяевский, Чичагов сады в Москве. Из дворцовых садов XVI века были наиболее известны: в самом Кремле, на Москве-реке и Воронцовом поле, вдоль реки Яузы.

В каждом царском и боярском поместье допетровских времен посадки носили утилитарный характер, там выращивались плодовые деревья и кустарники, реже декоративные породы (липа, рябина, лещина). Характерным для русских городов того периода было озеленение улиц, где высаживались липы, тополя, ивы. Иностранцы в описаниях Москвы и других российских городов XVI-ХVII в.в. обращали внимание на необычную ширину улиц и наличие при каждом доме сада. Кроме садов утилитарного характера, в этот период создаются и декоративные сады. Широкой известностью пользовались большой сад в Покровском, заложенный при царе Михаиле Федоровиче, Измайловский парк царя Алексея Михайловича со сложным лабиринтом, прудами, ботанической частью, виноградником, насаждениями из кедра, платанов. В 1670 году в Измайлово был создан «Аптекарский сад», имевший круглую форму.
Новую страницу в отечественном паркостроении открыла эпоха Петра Великого. Основание Санкт-Петербурга положило начало большим парковым ансамблям, получившим мировую известность. Первые петербургские сады создавались в начале XVIII века, тогда же была организована особая «Садовая контора», в обязанности которой входила закупка и испытание различных растений, ввозимых из-за границы для украшения садов Петербурга и Москвы.
Петром были заложены первые ботанические сады. В 1706 году в Москве «Аптекарский огород», существующий до сих пор как филиал ботанического сада Московского университета. В 1713 году такой же «огород» был основан в Петербурге, сейчас это сад Ботанического института. Российской Академии наук.

Многие вельможи и промышленники также способствовали развитию садово-паркового искусства России, создавая частные ботанические сады, для которых закупалось большое количество иноземных пород. Большой известностью пользовался московский сад Прокофия Демидова. Его причисляли к ряду самых известных и богатых ботанических садов России. Широко были известны сады Алексея Разумовского в Горенках под Москвой, Демидова в Соликамске и Аксакова в Пензенской губернии, в котором работал известный русский ботаник Эдуард Август фон Регель.
Идеи пейзажного стиля приводят в конце XVIII — начале XIX века к коренному переустройству парков России. При этом многие существовавшие тогда ценные регулярные парки были переустроены в пейзажные, ландшафтные парки. В этот период садово-парковое искусство в России достигает своего расцвета. В сравнении с западноевропейским оно развивается позднее и идет своим путем.

Русское парковое искусство создавалось на русской земле, русскими мастерами и в гармоничном сочетании с русским пейзажем. Эта связь особенно ярко подчеркивается в Павловском парке и в парках Петергофа. С петровских времен и до нынешнего времени особой популярностью пользуются Летний сад, парки Ораниенбаума, Царского Села, московские парки Царицыно, Архангельское, Кусково. Русские парки, несмотря на сильное влияние классических парков Италии и Франции, национальны по содержанию и стилю. Это подлинные художественные произведения с мастерским переходом к русскому пейзажу, что придает им особую национальную ценность. Парки России принадлежат к числу наиболее известных в мировой сокровищнице садово-паркового искусства.

Автор: Аксенов Е.С., Аксенова Н.А



Загрузка...