Как это сделано?

Как создают изделия из перегородчатой эмали

08.02.2013


Рассказывает Артем Ачкасов ака artemspec: “Пекинская (Бейджинская) перегородчатая эмаль, или “Цзинтай Лань” – одно из традиционных достояний китайской культуры. Выполненные в этой технике изделия всегда были признаком богатства и высокого социального статуса, и служили китайским императорам в качестве дворцовой и храмовой утвари, предметов обихода. Сегодня мы побываем на фабрике перегородчатой эмали, расположенной в пригороде Пекина, и посмотрим, как создаются эти уникальные изделия.”

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Искусство перегородчатой эмали зародилось еще в Древнем Египте, позже распространившись в Византии и на Ближнем востоке. В в период правления в Китае монгольской династии Юань (1271-1368) техника перегородчатой эмали попала из Турции в Китай, где получила значительное развитие и была доведена до совершенства в последующие периоды правления династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911).

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Название "Цзинтай Лань", что переводится как "Лазурь Цзинтай", обусловлено тем, что именно в период правления Цзинтай (1450-1456) в пекинских мастерских наладили наиболее массовое производство изделий из перегородчатой эмали. Основным цветом был синий, он же лазурит.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

На протяжении сотен лет, наибольшее развитие получила именно Пекинская техника эмали, что неудивительно - ведь расположенный в Пекине императорский "Запретный Город" был основным местом применения для данных изделий. Из-за высокой стоимости и особого статуса, позволить себе изделия из перегородчатой эмали могли только самые богатые и приближенные к императору люди, вдобавок, жившие в императорском дворце. В двадцатом веке, с годами развития технологии и увеличением спроса, значительно увеличилось и количество специалистов по эмали, открылись новые производства. Некогда недоступные большинству изделия из перегородчатой эмали сейчас по-прежнему очень дороги, но все же гораздо доступнее, чем в императорские времена.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Высокая стоимость эмалированных изделий обусловлена практически полным отсутствием механизированных операций - каждое изделие изготавливается вручную и является уникальным. Первым делом, из тонких листов меди или латуни (в самых дорогих изделиях, вместо меди используется серебро или золото) выковывается заготовка.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Прижимая лист к чугунной болванке, легкими ударами молоточка мастер придает изделию первоначальную форму. После чего изделие проходит начальную шлифовку, чтобы убрать все заусенцы и неровности.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

После этого на заготовку наносится сложный рисунок, согласно заранее созданному тканевому шаблону.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Затем приходит время нанесения границ рисунка, тех самых перегородок (отсюда и пошло название - "перегородчатая эмаль"). Перегородки изготавливаются из тонкой медной или латунной ленты шириной от 1 до 3 мм. Мастер нарезает проволоку на кусочки, после чего изгибает ее по форме элементов рисунка.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Каждая перегородка бережно прикрепляется к изделию при помощи специального клея.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

На каждой вазе таких перегородок - сотни.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Учитывая сложность рисунка, трудно представить себе трудоемкость и кропотливость данного процесса.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Когда основа рисунка создана, изделие посыпается припоем из тщательно размельченных, в идеале, серебряных опилок.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

После этого изделие направляется в печь. В процессе обжига клей выгорает, а припой равномерно распределяется по поверхности, надежно фиксируя перегородки. После этого приходит время раскраски. Эта операция также выполняется вручную.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Ячейки между перегородками при помощи специальных пипеток заполняются эмалями из порошкообразного стекла, смешанного с различными минералами.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Для получения смешанных цветов, ячейки требуется заполнять по 3-4 раза. В зависимости от сложности рисунка и насыщенности цветовой гаммы, процесс "раскраски" может занимать до 6-8 часов.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

По завершению заполнения пространства между перегородками, изделия подвергаются повторному обжигу в угольной печи в течение 10 минут при температуре 600-700 градусов Цельсия. Поскольку эмаль усыхает при запекании, повторять нанесение и обжиг приходится несколько раз.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Мастер инспектирует получившиеся после обжига изделия. Почти готово!

Как создают изделия из перегородчатой эмали

После обжига изделие направляется на полировку - чтобы убрать все неровности.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Первый этап полировки осуществляется при помощи карборунда (карбида кремния) с водой, второй - угольной пылью, смешанной с маслом. Свободные от эмали грани иногда покрываются драгоценным металлом - серебром или золотом.

После нанесения следует финальная полировка, и готовое изделие направляется напрямую в расположенный тут же магазин.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Для изделий, выполненных в технике "Цзинтай Лань", наиболее характерен природный орнамент с изображениями зверей и птиц.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Как говорил Цзао Шао, знаток искусства времен Минской династии, "Только женщины могут позволить себе пользоваться этими шедеврами в хозяйстве, истинный же благородный муж видит в них лишь объект восхищения".

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Инкрустированный драгоценными камнями чудо-ларец

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Обилие ручного труда, трудоемкость и длительность процесса обуславливает крайне высокую по китайским меркам цену. Самая маленькая вазочка стоит не дешевле 780 юаней - на наши деньги это около 3800 рублей. Эти, 20-и сантиметровой высоты, подороже - 898 юаней или 4340 рублей.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Китайская перегородчатая эмаль сегодня - не только дань традиции, и важная статья китайского экспорта. Туристы покупают эмаль очень охотно, поэтому дела в магазине при фабрике идут очень хорошо.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

На это как бы намекает и склад заготовленной упаковки.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Конечно, такие дорогие вазы покупают не каждый день - зато туристы охотно фотографируют красоту, после чего выбирают себе что-нибудь попроще. Никто не уходит без покупок!

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Один из самых недорогих вариантов изделий с перегородчатой эмалью - крошечная шкатулка.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Турист из Индии придирчиво выбирает сувенир.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Торговаться в этом магазине нельзя - а вот потратить кучу денег можно очень легко.

Как создают изделия из перегородчатой эмали

Сикока-сикока?" Наш китайский сопровождающий и корреспондент Радио-Маяк Алексей Чесноков с изумлением изучают ценник. Эта огромная ваза высотой более 2 метров обойдется покупателю в 2 360 000 юаней, т.е. примерно 11.5 миллионов рублей. Зато не хуже, чем у императора!

Источник: Жжурнал/artemspec