Почему так?

Почему Москва - третий Рим?

28.02.2013


Христианство стало преобладающей религией в Римской империи в 4 веке н.э. Государство это считали вечным и непобедимым. В 313 году эту религию официально признали в Риме, а вместо одного государя появились два: светский и духовный. Империю теперь называли христианской и признавали отражением царства небесного на земле. Но, как известно, ничто не вечно. Итак, на дворе 410 год. Западная Римская империя едва сдерживает нашествие варваров. Готы, возглавляемые вождем Аларихом, подошли к воротам Вечного города и осадили его. Римлянам поставлены позорные условия: они должны отдать всё своё имущество, рабов, золото в обмен на… жизнь.

И хотя горожане, ослабленные голодом и болезнями, уже готовы сдаться, вождю вскоре надоело ждать. Город был захвачен, разорён и наполовину разрушен. Величие и слава римского государства, считавшегося главным оплотом христианства, дали трещину. В 455 году Рим снова был захвачен. На этот раз вандалами. Вторжение было разрушительным и жестоким и стало одной из самых кровавых страниц в истории древнего города.

Во время разделения Великого Рима на Западную и Восточную империи в 395 году раскол произошёл и в церкви. Началось противостояние православного Востока и латинского Запада. После крушения Западной Римской империи, Византия стала законной исторической, культурной и цивилизационной преемницей Великого Рима. Главными представителями христианской церкви теперь считали константинопольских патриархов. Отныне Константинополь стал мировым центром христианства. Однако, спустя десять столетий существования, наступил закат и этой державы. Крах Византийской империи произошёл в 1453 году — после захвата Константинополя турками-османами во главе с султаном Мехмедом II.

«Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быть». Это отрывок из письма старца Филофея псковского Елеазарова монастыря, формально адресованное великокняжескому дьяку Михаилу Мисюрю, но фактически предназначавшееся для князя Василия III. Согласно наиболее популярной в исторической науке теории, изложенной в трудах В.С. Иконникова, мысль о том, что Москва - это третий Рим, впервые была высказана именно в посланиях Филофея. Теория «Москва - третий Рим» была очень близка Руси, считавшейся наследницей Византии. Она стала главной политической концепцией Российского государства в XV-XVI веках. Процесс формирования новой идеологии сопровождается принятием титула царя Иваном Грозным, а позднее - появлением в Русской церкви патриаршества. Новые представления о роли и значении России вскоре стали смысловой основой общественно-политических устремлений правящей элиты российского государства. Народ верил в духовную непобедимость Руси, и потому её называли Святой. На Святую Русь возложили важную миссию: хранить православную веру и защищать её от посягательств врагов.